О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАЮТ ДОШКОЛЬНИКИ?
Наблюдения за общением дошкольников показали, что чаще всего высказывания
так или иначе связаны с собственным "я" ребенка. Однако это
"я" проявляется по-разному в зависимости от возраста. Для младших
дошкольников (3-4 года) "я" - это прежде всего то, что у меня есть,
или то, что я вижу:
- Это моя
кукла.
- У меня
сегодня новые тапочки.
- Смотри,
какие у меня кубики интересные!
Это
стремление привлечь внимание сверстников с помощью своих предметов, поделиться
впечатлениями характерно для дошкольников в целом, но в младшем возрасте оно
занимает особое место.
Дети постарше все чаще демонстрируют перед сверстниками то, что они умеют
делать:
- А я у себя
порядок навожу.
- Я буквы
умею писать!
- Вот что я
сам сделал!
Теперь
главным для ребенка становится не то, что у него есть, а то, что он умеет
делать и как хорошо у него это получается. Детям нравится поучать своих
сверстников и приводить себя в пример:
- Вот
смотри, как надо строить!
- Надо куклу
одевать вот так, как я.
Гордость за
собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед
сверстниками особенно важны для ребенка около 5 лет, когда у него формируется
потребность в уважении и когда отношение других людей к его умениям и
возможностям приобретает особое значение.
В старшем дошкольном возрасте репертуар высказываний ребенка о себе
значительно расширяется. По-прежнему встречаются сообщения о своих предметах и
действиях, но значительно большее место занимают рассказы о себе, не связанные
с тем, что ребенок делает в настоящий момент. Дошкольники рассказывают о том,
где были, что видели, делятся планами на будущее:
- Я с мамой
в цирке был и живого медведя видел.
- Я мультик
смотрел про кота Матроскина.
- Я летом в
деревню поеду.
- Вырасту -
буду солдатом или милиционером.
- Я люблю
про машины книжки читать.
Таким
образом, на протяжении дошкольного возраста сообщения ребенка о себе изменяются
от "это мое", "смотри, как я делаю" до "кем я буду,
когда вырасту" и "что я люблю". |